(начало на 5 стр.)
Бакыт Бешимов - лидер фракции СДПК:

"Кто-то очень боялся информации, которой владел Садыркулов"
Если на нашем телевидении, освещается какая-то фигура, страна компактная, все друг другу родственники, земляки или сваты, то есть люди знают не только самого человека, но и членов их семей, знают истории этих семей, предыдущий опыт деятельности, поэтому простой народ обмануть очень трудно. Поэтому эта российская технология вряд ли даст тот результат, на который они рассчитывают. Третий метод борьбы с политическими оппонентами - это метод насилия, репрессий. Силовые структуры подключены для того, чтобы устрашать, подавлять и при необходимости устранять политических оппонентов.Мне кажется показательно расправились с Сыргаком Абдылдаевым, т.е. это предупреждение всем журналистам. Случай с Садыркуловым это тоже некий сигнал всем чиновникам. А серьезную оппозицию, они по видимому считают, нужно просто ликвидировать. Оставить только декорацию её - шутов и клоунов.
Надо отметить, что с появлением Секретариата и активизацией Института стратегических исследований сделана попытка сбалансировать опасные действия силовиков информационно-разъяснительной политикой. Боюсь, это вряд ли получится. Потому что здесь должен главную роль играть президент и он должен принимать решения, реагировать на значимые события в стране. А как мы видим, он молчит. И не понятно его отношение к этим значимым событиям. В стране растет преступность, растет количество убийств, пропадают депутаты, нападают на журналистов, в ответ молчание. Кроме того, Секретариат и Институт стратегических исследований взяли на себя роль связующего звена между президентом лично и НПО, и гражданским обществом. Это очень рискованная позиция. А если президент полностью займет позицию силовиков? Тогда что? Тогда руководители этих структур станут жертвами такого поворота. Что и случилось с Садыркуловым. При опасном повороте событий президент всё может списать на свою Администрацию.
- Но возможно кыргызскому обществу на данном этапе необходим авторитаризм? Многие политологи считают так.
- Авторитаризм, основанный на роли справедливости в управлении обществом, высокое чувство долга перед подопечными, подобное мы наблюдаем в Китае и Сингапуре. Никто в Сингапуре не может сказать, что Ли Куан Ю коррупционер, несмотря на то, что он правил страной почти 30 лет. Этим летом китайский министр транспорта лично стоял на перроне пекинского вокзала и приносил извинения пассажирам за срыв расписания движения поездов. Разве можно у нас это представить? Этот тип авторитаризма основное население Кыргызстана могло бы поддержать. Но недостаток интеллектуальной базы и политической культуры в системе государственного управления не позволил правящей элите сделать переход к этому типу авторитарного режима. Под лозунгом построения "вертикали власти" произошел переход к тирании. Так вот нынешний режим в Кыргызстане это подобие режима Мугабе в Зимбабве. Эти режимы неустойчивы, поскольку вырождаются в тирании. А тираническое правление во все времена противоречило правде и справедливости. Нам надо учиться цивилизованному отношению к власти. Освободиться от опъянения властью, и думать о служении своей стране.
- А в нынешних условиях есть возможность для разумного баланса политических сил?
Есть. Главное чтобы лидером нации был гуманист, который знал и уважал бы святость каждой человеческой жизни. Власть теряет свою сакральность прежде всего из-за пренебрежения высокими моральными ценностями. Надо отказаться от нетерпимости к инакомыслию, отбросить враждебное отношение к оппозиции и строить цивилизованные отношения в политике. По правилам. Можно же дружелюбно относится к своим противникам. Не говоря уже о развитых демократиях, в Индии мне всегда было приятно видеть как на государственных и народных праздниках лидер оппозиции наравне с президентом и премьер-министром участвовал в торжествах, принимал людей и общался. Посмотрите как яростно борятся на выборах кандидаты в президенты в демократических странах, обвиняя друг друга, а потом дружески сидят за одним столом. Как можно президенту Кыргызстана призывать нацию к единству, при этом намеренно делая часть её изгоем общества? Почему у нас нельзя лидеров оппозиции делать участниками важных официальных мероприятий? Почему нельзя с ними в неформальной обстановке дружелюбно беседовать? Почему оппозицию непременно надо выбросить на улицу и никуда не пускать? Почему с оппозицией надо разговаривать за спинами генералов и через тюремные камеры и залы судов? Почему близкие и родственники оппозиционеров должны становится жертвами репрессий власти? Вместо цивилизованной смены власти страна погрязает в сведении счетов. Когда мы перешагнем через эту дикость? Голос разума человека изначально твердит: насилие порождает насилие.
Цель оппозиции прийти к власти, цель власти удержаться. Но это же не повод для вражды. Ведь наши предки, покоящиеся в Ата-Бейите стали жертвами именно такой идеологии враждебности. Оказывается недостаточно построить мемориалы, надо светлые храмы строить в душе. Надо освободить свой ум от злобы и нетерпимости к инакомыслию.Можно и нужно строить цивилизованные отношения. Моя цель помочь стране покончить с этим варварским отношением к политической жизни. Было бы правильно, если наши аксакалы призвали власть и оппозицию к разумному, основанному на доверии, без обмана и насилия содержательному диалогу. Встав на путь цивилизованного решения политических вопросов мы бы как народ сделали огромный шаг вперед. Власть любой ценой или создание династийного правления это путь в никуда. Нагнетание напряженности, установка на силу это путь к развалу страны. Сила власти в мудрости и нравственности. В правде. На любую силу найдётся другая сила.
- Много говорится о предстоящем митинге 27 марта. Вы думаете это действенный метод политической борьбы?
- Мирные митинги и демонстрации это всегда сдерживающий механизм. Если простые граждане таким образом, таким протестом не будут давать власти понять, что они и есть источник власти, что они против беспредела, тех безобразий, которые творятся в стране, то развитие страны пойдет по очень опасному сценарию. Мирные митинги и демонстрации - это холодный душ для зарвавшейся власти. Это реализация нашего права сказать правительству все, что мы о нём думаем. Только возмущения и требования предпринимателей недавно вразумили правительство и оно начало принимать правильные решения. А если молчать и сидеть сложа руки, то положение наше будет только ухудшаться.
- Почему КС и ЖК приняли решение о проведении выборов летом?
- Это решение ещё раз показывает, что им надо быть во власти любой ценой. Поэтому и проводят досрочные выборы, надеясь на грязные технологии. Очень жаль.
- Власти будет легче сфальсифицировать результаты?
- Они этим готовы заниматься в любое время года и суток.



Беседу вела
Лейла Саралаева





(башы 4-бетте)
Баткен жери барымтадабы?..
Жерди бергениң - элди бергениң
Элдин эмнеге нааразы болуп жаткандыгынын чоо-жайын райондогу Көк-Таш айылынын эли айтып берди. Бул чөлкөм СССР убагында В.И.Лениндин 100 жылдыгы атындагы совхоз деп аталып, Самаркандык айылдык Советинин тутумуна Самаркандык, Паскы-Арык, Көк-Таш, Орто-Боз (Говсувар), Үч-Дөбө, Таш-Тумшук (Мачаи), Ак-Татыр, Ак-Сай айылдары кирчи экен. Кийин Ак-Сай эчки багытындагы чарба болуп өзүнчө бөлүнөт. Ал эми эгемендүүлүк алгандан кийин Самаркандык айыл Совети 4 айыл өкмөтүнө бөлүнүп, кайра түзүлөт.
А.Мадумаров ал жерди тажиктерге берип, кайра алардан ижарага алууга кол койгон 275 метр жолдун таржымалы туурасында эл ичинен такталган маалыматтар булар болду.
СССР убагында Орто-Боз айылында гана Ю.А.Гагарин атындагы жалгыз орто мектеп болуп, ага Паскы-Арыктан башка айылдардын бардыгынан окуучулар келип окушчу. Исфара дарыясынын түштүк жагында жайгашкан Көк-Таш айылынын эли дарыядан өтүп,"Орто-Бозго" келип, дарыянын өйүз-бүйүзү бош жаткан таштак, өздөштүрүлбөгөн жерлер эле. Орто-Боздук Мамытов Жумабай деген адам ошол бош жаткан жерлерди акырындап өздөштүрүп, Жумабайды ээрчип башка адамдар да шалы, тамеки эге башташкан. Бирок ошол убактагы совхоздун, сельсоветтин жетекчилери жер өздөштүрүп баштаган дыйкандардын демилгесин ар кайсы шылтоолор менен токтотуп, аларды ал жерден кетүүгө мажбур кылышкан экен. Эгемендүүлүк жылдарында жер талаш маселеси ого бетер чыңалып, тажик туугандар Көк-Таш, Таш-Тумшук, Орто-Боз, Үч-Дөбө айылдарынан бош жерлерди метр, сантиметрлеп тымызын басып ала берип, ал жерлерге мөмө бактарынын көчөттөрүн отургузуп, ээлик кыла беришет. Жаз келип, кыргыздар ал көчөттөрдү жулуп ыргытып, ортодо бир нече жолу жаңжалдар да чыгып кетет. Ал эми дарыянын эки жээгиндеги жерлерди тымызын өздөштүрө бергенине жергиликтүү бийлик негедир каршылык кылып, маани бербептир. Качан гана Ворух анклавына кеткен жолдун боюндагы кыргыздарга таандык Жеке Өрүк деген аялдамага бензин куючу станция куруп, аны пайдаланууга берүүгө аз калганда областтын ошол убактагы губернатору Мамат Айбалаев трактор менен сүрдүрүп таштоого буйрук бергенде, тажик туугандар ишти токтотууга мажбур болушкан. Ошол заправканын имараты биз барган убакта деле токтотулган абалы боюнча калыптыр да, жаңысы ал жерден бир топ чыгышка-Тажикстандын өз аймагына курулуптур.
Ошентип Ворук анклавын көздөй дарыяны өйдөлөтө метр-сантиметрлеп жер ээлеп бараткан тажик кудалар кыргыздардын "Көк-Таш" жана Орто-Боз айылдарын илгертеден байланыштырып турган бир машине батчу 275 метр узундуктагы жолду да биздики деп, аны Адахан Мадумаров 49 жылга ижарага алганына кыргыздар жиндери келбей койчу беле.
Ош-Баткен-Исфана жолун канал жээктеп куруп жаткан кытайлык жолчулар ошентип 275 метр жолду долбоорго ылайык кеңейтип курабыз деп темир трубаларды алып келип таштап, даярдык иштерин көрө баштаганда кезектеги чыр чыгат. Тажик кудалар "жолду кеңейтпейбиз, болбосо анын ордуна 275 гектар сугат аянтын бергиле же Ворух анклавынын үстүндөгү кыргыздын Кишемиш, Керөөшүн жайлоолорунан малга жайыт бергиле" деген талаптарды коюшкан. Чырды эки тараптын акимдери келип жөнгө салып кетти дешет. Бирок, кандай шарттарда экени азырынча белгисиз экен. Балким, ал келишим боюнча биздин атка минерлерибиз дагы бир "уступкага" баргандыр.

Редакциядан: Кийинки сандарыбызда "Көк-Таш" айылында жашашкан жергиликтүү элдин кыргыз-тажик чек ара маселеси жана Мадумаровго берген баасы жөнүндөгү ой-пикирлерин окуйсуздар. Ушул маселеден кем дагы бир көйгөйлүү маселенин жагдайын кененирек жазабыз. Ал маселе, ошол тегеректеги Таш-Тумшук (Мачаи), Ак-Татыр, Ак-Сай, Орто- Боз, Таңги айылдардын тургундары эмне үчүн тажиктерге үйлөрүн сатышып, жети аталары отрукташкан жерден таптакыр башка жакка көчүп кетип жатышканы тууралуу.

Айбек Шамшыкеев,
Машакбай Рахманкулов
Бишкек- Баткен-Бишкек.